Что такое принцип двойной записи в бухгалтерии?

Как вести бухгалтерский учёт, когда капитал компании составлен из нескольких источников, чтобы обеспечить соблюдение интересов всех участников? Решение подобной задачи найдено несколько веков назад и получило название принципа двойной записи. Основная идея заключается в том, что любое действие с финансами должно отображаться в виде дебета и кредита на различных счетах, когда оказываются услуги бухгалтера. Это позволяет соблюдать итоговый баланс средств.

Двойная запись на примере компании

Необходимо рассмотреть, как на практике реализуется рассматриваемый принцип. Допустим, Вы внесли в кассу предприятия 100.000 рублей из своего кармана. Деньги переместились с одного счёта на другой, что было зафиксировано с соответствующих документах. Кредитный оборот предусматривает убавление 100к рублей, а дебетовый – их прибавление. Ключевым правилом считается перемещение денег от минуса к плюсу. Сама транзакция получила название бухгалтерской проводки.

Бухгалтерская проводка

Активы и пассивы

На этом этапе необходимо ввести понятие сальдо – это результат кредитовых и дебетовых оборотов. Когда у счётов получается положительное значение данного параметра, называют активами, а отрицательное пассивами. При правильном ведении бухгалтерского учёта итогом должен стать баланс. То есть, актив будет равняться пассиву. Когда эти два показателя не сходятся, можно с уверенностью говорить о наличии в расчётах ошибки.

Бухгалтерский учет и двойная запись

Расширение бизнеса

Продолжим развивать компанию и возьмём партнёра, который внесёт ещё 100 тысяч рублей, а также получим заём у банка в размере 200 тысяч рублей. С кредитами всегда нужно быть предельно аккуратными, поскольку они дают только иллюзию богатства. Потребуется не просто вернуть средства, а доплатить некоторый процент и это учитывается, когда надо сдать отчётность в налоговую .

Вернёмся к сделанному Вами вложению в капитал компании. Когда начнётся финансовая деятельность, 100 тысяч рублей будут активно делиться и «расползаться». Они в составе общих средств станут тратиться на покупку товаров, оборудования, рекламу и многое другое. Отследить всё это крайне сложно, а сам процесс является весьма трудоёмким. Есть гораздо более простой способ, который предусматривает наблюдение за «пустотой в кармане» - отражением доли уставного капитала в пассиве. Важно понимать, что это абсолютно разные понятия, но они равны численно. Аналогичная ситуация возникает с другими капиталами. В указанном случае к ним относятся средства партнёра и заём от банка.

Поможем быстрой консультацией

Специалист перезвонит Вам в течении 10 минут, с 10.00 до 19.00